Силат - боевое искусство Исламской Нусантары


Ещё несколько лет тому назад в России помимо специалистов о силате никто не знал. Насчитывалось всего пара маленьких статей о «силат мубаи» - собирательном названии для мусульманских боевых искусств Юго-Восточной Азии. Потом появился русский перевод интересной книги Харуна Хадвиджоно «Пенчак силат. Боевое искусство Индонезии» .
Умма России(с арабского умма— община, нация; в исламе -религиозная община) продолжала игнорировать силат – богатейший феномен духовной культуры и цивилизации самого густонаселённого мусульманского региона мира – даже тогда, когда на Руси стали появляться первые мастера, создаваться федерации и открываться профильные спортивные клубы, секции. Интерес к силату питают в основном те, кто уже испробовал, а то и на высоком уровне овладел китайскими, корейскими или японскими техниками. Так что их сложно назвать просто скучающими любителями экзотики и выпендрёжа. Это люди, убеждённые в пользе восточных боевых искусств, не отмахивающиеся от них подобно тем, кто уверен в том, что «против бокса нет приёма». Часто силатом занимаются те, кто избрал для себя современные филиппинские техники вроде эскримы или кали. Вместе с «филиппинцами» в Россию происходит эшелонированное вторжение географически им близких веяний силата.

На Западе же силат уже давно и прочно занял свою нишу. Первая волна экспансии пришлась на конец 50-х гг. и далее, когда первые обученные в Индонезии и Малайзии инструкторы стали возвращаться к себе домой. Но широкий всплеск силатомании случился в конце 1980-х – середине 1990-х. И он не утихает до сих пор, напротив, только приобретает ещё больший размах. В этот период как грибы после дождя стали возникать многочисленные западные центры (марказы) разных стилей силата, проводиться турниры, печататься литература. Силат настолько прочно врос в тело культуры боевых искусств западного мира, что ряд школ и стилей были основаны американскими, британскими, голландскими, французскими гуру. Руководствуясь логикой «в силате нет ересей, но есть школы», Индонезия и Малайзия благословили своих иностранных наперсников на дальнейшее развитие силата и весьма смелое обращение с ним. В итоге, Запад, особенно страны Бенилюкса, рискуют стать не просто регионами заимствования восточного боевого искусства, но его новыми экспериментальными полигонами. Своего рода лабораториями «western silat mubai».
И если можно предположить, по какой причине неоспоримой штаб-квартирой европейского силата стали Нидерланды (как-никак, сказывается прошлое метрополии и присутствие крупной индонезийской общины и диаспоры суринамцев), то гораздо сложнее понять, откуда такой бум силатомании, например, в Австрии. Тем не менее, бум силата постепенно накрывает даже Италию и Испанию.

Теперь немного о том, что он, силат, из себя представляет. Для начала скажем, что это название не какого-то одного стиля или направления; этим словом обозначается бесчисленное количество родственных боевых искусств Нусантары (Индонезии, Малайзии, Брунея, южных Филиппин, Сингапура, южного Тайланда, части Вьетнама). Поэтому, как правило, после или перед словом «силат» содержится приставка-конкретизатор. По нему можно определить, с какой школой силата мы имеем дело и какова география её зарождения. Существуют стили силата городские и сельские, народные и элитарные, аристократические, демонстрационные и поражающие насмерть, общедоступные и тайные, древние и вновь появившиеся, оригинальные и производные, мистические исламские и внеконфессиональные. Силата действительно много всякого и разного и это интереснейшая штука!

В этом смысле он – нечто, напоминающее китайское у-шу: слишком большое и уходящее корнями во тьму веков понятие, явление, чтобы сводить его к чему-то одному и загонять в какие-то рамки. И подобно своему китайскому товарищу, силат исторически динамичен и открыт, веками он впитывал соседние боевые искусства, переваливал их или вступал с ними в синтез. До сих пор не ясно, что больше воздействовало друг на друга: китайские и индийские боевые искусства на силат, или силат – на них. Одно несомненно: и то, и другое, и третье развивалось параллельно, в тесном взаимовлиянии.

Термин «силат» не имеет какого-нибудь одного чёткого определения. Предполагается, что в равной степени оно может означать и «хитрость», и «бедствие», и «ошибку». Где-то на пересечении всех этих смыслов и возникает образ силата: расчётливое и катастрофичное боевое искусство, направляющее ошибки противника против него же самого. Время зарождения силата тоже не представляется вычислить доподлинно. Легенды относят его к заре малайской цивилизации, когда ещё жили коренные племена (т.н. «оранг асал»). Считается, что прародительницей силата стала некая женщина, ловко уворачивавшаяся от побоев разъярённого мужа. Ввиду этого настоящее боевое искусство одинаково открыто для представителей обоего полу. И силат никогда не был запретен для мусульманок Нусантары, даже не смотря на консервативные нравы исламского общества.

Безусловно, как таковой силат зародился ещё в доисламскую пору. Но наибольшее его развитие и бум появления классических стилей пришёлся на времена, когда Нусантара уже была исламизирована. Именно тогда основными центрами формирования школ силата стали Султанат Кедах (1136 г.), Султанат Бруней (1363 г.), Малаккский Султанат (1402 г.), Королевство Паттани (1516 г.). С XIII по XVI вв. правители Нусантары и Борнео всячески потворствовали тому, чтобы мастера боевых искусств и генерал-губернаторы (панглима) в целях повышения боеспособности населения и армии их государств изучали всё, что относится к учениям, практикам и доктринам силата. От простолюдинов до маршалов – все были вовлечены в его изучение. Вплоть до того, что эпического адмирала Ханг Туаха называют «отцом силата» в том смысле, что именно его военные реформы окончательно утвердили это искусство на малайских землях.

Затем национальное боевое искусство жителей Нусантары жестоко преследовалось и подавлялось на протяжении всей колониальной эпохи. Не щадили его ни администрации португальцев, захватившие малайские территории в XVI веке, ни сменявшие их голландцы и англичане. И в то же время, англичане не могли не отдать должное мастерству бойцов силата. Запрещая его подчинённым малайцам, они приказывали обучать силату своих гвардейцев-сипаев. И те, сами будучи мусульманами, охотно овладевали техниками своих южных собратьев. Но только с момента обретения Малайзией независимости новыми властями на великого мастера (бапака) Туана Хаджи Анвара ибн Абдул Ваххаба была возложена миссия общенационального возрождения силата. С ней он справился на ура.

Параллельно с серьёзными формами силата были разработаны полуигровые методики, фристайл, объединённые под общим названием «силат пулут». Наблюдатели отмечают сходство последнего с разминками или не спарринговыми формами капоэйры. Пулут – спорт, направленный не на бой, а на культивацию ловкости, гибкости, плавности движений, нечто среднее между танцем и гимнастикой. Обычно ему уделяется время до или после отработки собственно боевой программы. Как и в случае состязания, здесь звучит традиционная музыка силата «танджи силат баку», чей ритм меняется в зависимости от скорости движения соревнующихся. Музыкальный антураж любого силата – «гамелан» (оркестр), «генданг ибу» (большой барабан), «генданг анак» (малый барабан) «сулинг» (флейта), «сэрунай» (гобой) и «талемпонг» (гонг). Без них никуда.

Как национальное, более того, подчёркнуто связанное с идеей торжества коллективного духа мусульман Нусантары и их антиколониального сопротивления боевое искусство силат опирается на многое истинно-малайское в одежде, музыкальном сопровождении, ритуалах. Бойцы силата облачаются, как правило, в «тэнгколок» (бандану), «саронг» (длинную мужскую юбку), «баджу» (национальную рубаху), «линсо» (наплечный платок, используемый в обманных манёврах), «бэнгкунг» (широкий кушак). Как правило, женщины носят также полный хиджаб, а мужчины – национальный головной убор «сонгкок». Не мусульманкам хиджаб, разумеется, не предписан.

Арсенал бойца силата, поистине, неисчерпаем. Туда входят как местные, в том числе сельскохозяйственные орудия, так и мечи близрасположенных стран. Если в соревнованиях по силату не всегда можно увидеть этюды с оружием, то лишь в силу того, что здесь слишком велик травматогенный фактор. Однако силат не мыслим без холодного и деревянного оружия, техникам овладения которым уделяется самое пристальное внимание.
Итак, боец может иметь при себе: волнистый кинжал «крис» (азиатский артефакт, который изучает специальная наука крисология), изогнутое лезвие «куджанг», посох «галах», трость «тонгкат», острый веер «кипас», когтеобразный нож «керамбит», серп «сабит», двуострый меч «сунданг», изогнутый кинжал «рэнконг», булаву «гедак», копьё «томбак», палаш «голок», трезубец «трисула», палицу «чабанг», прямой нож «бадэк», топор «джипан», мачете «паранг», длинный индийский меч «педанг», заточенный метательный диск «чекара», дубину «тэмбонг», хлыст «экон пари», цепь «рантай», секатор «чакок», мотыга «чангкул», дротик «гераннганг», грабли «пенчакар», щит «перисай», лук «гандэва», бамбуковая пневмотрубка для метания отравленных игл «сумпитан», китайский обоюдоострый меч «цзянь», японская катана, жгут «тали», нагайка «пекук» и т.д. Согласитесь, внушительно!

Поскольку силат зародился в незапамятные времена, в нём долго сохранялось многое из ритуалистики буддизма и индуизма. Так, раньше мастер перед уроком медитировал, работал с энергиями и осуществлял эвокации божеств. Позже, когда Ислам был утверждён в Нусантаре, их заменил коллективный намаз, суфийская медитация (мураккаба) и зикры. Как факт, многие мастера силата также являются практикующими суфиями и придают узнаваемый мистический колорит своим школам. Некоторые церемониалы, например, обмывание новичка кипящим маслом, носят чисто религиозный инициатический смысл. А вход и выход из тренировочного зала, именуемого «геланнгангом» и находящегося по преимуществу в чащобе джунглей, удивительно напоминает этикет посещения мазаров и мусульманских святых мест.
В системе силата большое значение уделяется адабу, или этике взаимоотношений с учителем. Последнего могут называть по-разному: «гуру», «бапак», «устаз», «шейх», «датук». Если наставник уже в преклонном возрасте, его почтительно именуют «эянг гуру» или «ток гуру», что значит «дедушка-учитель». Также обращаются и к наставнику вашего гуру. Верховный мастер – «маха-гуру» или «гуру агонг». Мастер, ещё не достигший статуса гуру – «чегу» или «чикгу». Наконец, самое почётное обращение адресовано тем, кого за экстраординарные успехи в боевых искусствах султан лично посвятил в рыцари. Таких называют «пендекар» или «пандикар». Обладатель сего титула грозен и в психоэнергетике, он должен лечить людей силой воздействия своей ауры, уметь парализовать врага на расстоянии, заставлять останавливаться сердце у нападающего и проч. Мифологическим пандекарам, которые занимают в эпосе Нусантаре то же место, что монахи Шаолиня или воины-даосы – в китайском, приписывались умения летать по воздуху, становиться невидимыми, скользить по водной глади, мгновенно перемещаться на сверхчеловеческие расстояния.

Везде: от Индонезийского архипелага до ЮАР, от США до Суринама – полным полно настоящих исламских богословов, шейхов, которые также являются мастерами и учителями силата. А также медресе и университетов, в которых духовные науки интегрированы с практиками силата. Как пример: в Кейптауне, где провели несколько лет студенты русского «Мурабитуна», существует учебное заведение Aljaamiah Quran & Seni Silat Academy, которое обучает кораническим наукам наравне со стилем «сэни силат». В этом заведении, открытом совместно шафиитскими и маликитскими алимами города, параллельно с силатом преподаются каллиграфия, юриспруденция (фикх), вероубеждение (акыда), этикет (адаб), зикры, исламское хормейстерство (иншад), индонезийский язык (бахаса). Объяснить это просто: силат представляется важным связующим звеном с культурой и традициями Индонезии в глазах индо-малайских диаспор по всему миру. Они стараются не забывать свои корни, чтят и пестуют силат всеми возможными способами.
Уместно будет говорить о том, что в настоящее время мировой силат состоит из двух крупнейших традиций: «пенчак силат» (индонезийский силат) и «силат мелайю» (малазийский силат, также иногда называемый «берсилатом»). И это не считая независимых стилей, которые не могут быть отнесены ни к одной традиции.

Итак, основные стили традиции «пенчак силат»:

1). «Бакти нигара» - буквально «стиль патриотов». Был создан 31 января 1933 г. четырьмя ветеранами войны за независимость Индонезии от голландцев и поэтому с самого начала базировался на философии национального сопротивления. Не удивительно, что в этом балийском стиле обнаруживаются специально выраженные глубокие культурно-исторические корни, частично уходящие ещё в те времена, когда Бали было индуистским.

2). «Бангау путих» - буквально «стиль белой цапли». Основан в 1952 г. в Богоре, сочетает в себе принципы «пенчак силат» и «кунтао», боевого искусства китайцев Нусантары. Сближение силата и кунтао во второй половине ХХ веке оказалось настолько тесным, что теперь всё чаще говорят о едином направлении «силат кунтао», которое также распадается на несколько школ. Такому синтезу мы обязаны мастерам народности таусуг, которые населяют Султанат Сулу Даруль-Ислам. Направление «силат кунтао» быстро возымело сторонников и на Западе, а некоторые из европейских и американских мастеров основали у себя дома собственные школы. Их можно по праву считать самостоятельными, уже целиком западными стилями силата. Среди них: «кунтао мантис» гуру Джарри Тана, «кунтао силат де туар» гуру Уильяма де Туара, «система лю сон» гуру Уильяма Ридерса, «талио кунтао» гуру Роберто Торреса, «оу дуро кунтао» гуру Франка Масиелло, «кунтао думпаг» гуру Рона Косаковски и т.д. Благодаря западным учителям это одно из наиболее распространённых в Европе и Северной Америки направлений силата.

3). «Чиманде» - богатый (имеет около 300 школ) стиль, разработанный в XVIII в. бапаком Эмбаком Кахиром. Популярен в основном в сельских районах Западной Явы и напитал собой некоторые поздние яванские стили.

4). «Гаджах путих джати висэса» - буквально «стиль вечной и совершенной силы белого слона». Это тоже сельский стиль, развившийся в Гаруте, Западная Ява и впитавший в себя элементы соседних сельских стилей. Основан в 1959 г. маха-гуру Х. Джаенудином. В апреле 2012 г. скончался текущий маха-гуру нашей эпохи – бапак А. Ваджихадин, а его преемник ещё не назначен. Несмотря на относительно локальный характер, стиль постепенно проникает на Запад, имеет инструкторов в США, Канаде, Венесуэле.

5). «Харимурти» - традиционный стиль Джокьякарты, основанный бапаком Суко Винади. Формировался как придворный стиль раджи Радена Рио Теджонегоро. Сегодня набирает обороты в Австрии.

6). «Мерпати путих» - буквально «стиль белого голубя». Древний стиль, который, согласно преданиям, возник в 1550 г. Помимо Индонезии достаточно успешно развивается в США и Нидерландах.

7). «Мутиара панча раса» - современный стиль, основанный бапаком Хадж Тенгку Фуадом Альзакиятом Азхаром. Считается национальным стилем Индонезии, за рубежом не распространён.

8). «Силат нампон» - современный, преимущественно оборонительный стиль, возникший благодаря усилиям бапака Нампона в 1932 г.

9). «Силат паджаджаран» - также национальный стиль, популярный у народности сундов, проживающей в Западной Яве. Считается их племенной разновидностью силата, присутствует также в Нидерландах.

10). «Силат пертемпуран» - буквально «стиль боевого силата». Одно из самых разрушительных направлений вообще. Ставит упор на реальный спарринг, не на соревновательно-зрелищные или ритуальные аспекты. Посему не удивительно, что к нему питают особенный интерес западные ученики. Утверждением этой традиции в США занимается бапак Шон Старк, написавший о ней хорошую, весьма познавательную книгу.

11). «Перисай дири» - буквально «стиль щита самообороны». Создан в городке Сурабая 2 июля 1955 г. бапаком Паком Дирджо и местным шейхом Имамом Рамеланом. Индонезийское правительство высоко оценило усилия авторов стиля и в 1983 г. присвоило Паку Дирджо самый почётный титул Педекар Пурна Утама.

12). «Пукулан бонгкот» - смешанный стиль, многое взявший из коренных яванских стилей. Сейчас организованно проникает в Бельгию, Нидерланды, Францию, Германию и США, где активно действуют школы бонгкота.

13). «Пукулан сэрак» - авторский стиль, созданный бапаком Паком Сера, а позже расширенный его самым видным последователем, бапаком Джутом Масом. В настоящее время развивается также в Италии.

14). «Силат бали» - традиционный стиль, развивавшийся с XV века на Бали под воздействием переселенцев с Явы. Сочетает в себе, таким образом, характерные черты обеих основных ветвей индонезийского силата.

15). «Силат вали сонго» - современный стиль, сочетающий методики «кембангана» и тайского боевого искусства «вай хру рам муай» (особенно в части ударной техники).

16). «Силек харимау» - буквально «стиль тигра». Одна из самых красивых, опасных и завораживающих традиций силата. Она зародилась в недрах народности минангкабау, населяющей Падаганское нагорье и прилегающие к нему районы Западной и Центральной Суматры. Харимау – один из, безусловно, древнейших, аутентичных стилей, он абсолютно узнаваем и ни с чем другим перепутан быть не может. В силу грациозности, отчасти напоминающей перемещения танцоров капоэйры, харимау также иногда называют «кошачьим стилем», или «силек кучинг». Его характерная черта – перенесение центра атаки на сидячие позиции, перекатывание по земле, бесшумность и обволакивающая тактильная техника. Такой низкий центр связан с тем, что бойцам харимау часто приходилось вести сражения на рисовых полях, уклоняясь от камней и опасаясь подсечек.

17). «Таджималела» - ещё один западно-яванский стиль, родом с территорий народности сундов. Сформировался в области Бандунг.

18). «Тапак сучи» - новый стиль, основанный на исламской философии. Сочетает принципы западно-яванского силата, японского каратэ и китайских боевых искусств. В данный момент – один из наиболее популярных стилей в Индонезии, Германии, Австрии и Нидерландах. Получает всемерную поддержку от одной из двух ведущих исламских организаций страны – «Ассоциации Мухаммадийя».

19). «Силат мандэ муда» - бандунгский стиль, созданный в 1951 г. бапаком Уюхом Сувандой, его женой Ибу Мими и сыном Паком Эрманом. Сочетает элементы восемнадцати местных школ, в том числе «чикалонга», «харимау», «кари», «мади» и т.д. По смерти патриарха Суванды стиль стараниями его сына и учеников распространился по всей территории США и Европы.

20). «Сетиа хати» - поздний стиль, основанный бапаком Хаджем Нгабехи Суродовиро в Мадиуне в 1922 г. В настоящее время это крупнейшее направление силата, имеющее множество учеников и мастеров во всей Нусантаре, Голландии, Франции, США, Великобритании. Представители этого стиля преподают также в России.

21). «Алиран маньянг» - буквально «жало шершня». Престижный королевский стиль, разработанный правящей династией Мадура. Ученик гуру Поля де Туара – сэр Дональд Кларк Кессинг – прошедший обучение у членов королевской семьи Сэтийо – бапака Радэна Панджи Варсомо и бапака Банбанга Супрапто, популяризовал этот стиль в Нидерландах. Он единственный иностранец, принятый в это благородное семейство, и единственный лицензированный маха-гуру стиля на Западе. В голландском Кроммени 5 апреля 1978 г. им была основана Академия Маньянга. Сэр Кессинг вообще особая фигура в истории сближения Европы и независимой Индонезии. Он живое достояние, посол мира, культуртрегер, соучредитель Бельгийской организации пенчак силата, Нидерландской организации пенчак силата, Европейской организации пенчак силата и много чего ещё.
Именно за вклад в популяризацию этого вид спорта у себя на родине приказом королевы Беатрикс от 4 апреля 1998 г. Дональду Кессингу был пожалован рыцарский титул. Событие приурочили к двадцатилетию Академии Маньянга; тем самым Её Величество официально признала важность и значимость силата для культурного наследия королевства. А 12 июня 2004 г. гроссмейстер Кессинг получил звание «Менурут Адат Келуарга» из рук князя Банбанга Супрапто. Этот титул означает степень абсолютного величия и мастерства в стиле «жало шершня».


Теперь основные стили традиции «силат мелайю»:

1). «Силат сэнденг» - один из самых старых, исторических и известных стилей Малайзии. Считается мощнейшим разрушительным искусством войны, которое вдохновило более поздний стиль «буах пукул».

2). «Гайонг шри рама» - традиционный старинный стиль, восходящий ещё к индуистскому прошлому Нусантары. Техника основана на былинных преданиях о боевом искусстве Рамы, главного героя священного индуистского эпоса «Рамаяна».

3). «Керис лок-9» - необычное название стиля, который является новым изданием древней борьбы муджахидов Малакки против португальских конкистадоров. Можно догадаться, что техника стиля сосредоточена на манипуляциях с кинжалом-крисом. Стиль был воссоздан в 1997 г. бапаком Азланом Гани.

4). «Лиан падукан» - буквально «укреплённый силой», другой вариант – «путь царей». Агрессивный наступательный стиль, заново созданный в 1970-х гг. в Джохоре бапаком Паком Мат Кинани. Является древним стилем, синтезом школы «лиан», которым были вооружены мусульмане-хуэй и который доставил на Молуккский п-ов шейх Абдур Рахман Юнани, китайского «винчуня», «силата сэнденг», «силата сунтинг» и «томоя» (малайский бокс). Другое название стиля – «буах пукул» (т.е. «поразительная техника»). Аристократизм падукана связан с тем обстоятельством, что долгое время его преподавали только личной гвардии султана. Очень популярен в Малайзии, где его развитие получило большую поддержку от правительства в т.н. «эпоху исламизации» (1970-1980 гг.).

5). «Лиан юнан» - старый наступательный стиль, созданный, если верить преданию, гуру юнаньскими телохранителями Ханг Ли По. Характеризуется быстрыми сериальными ударами и тактикой нападения на противника, а не отбивания атаки.

6). «Сэни гайонг» - один из первых организованных в федерацию стиль «силат мелайю» и самый популярный в Малайзии. Он был создан бапаком Дато Меором Абдур Рахманом в Пулау Судонге (ныне – часть Сингапура). Выработка стиля пришлась на японскую оккупацию Малайзии во Вторую мировую – отсюда его прикладной боевой характер. С той поры сохраняется связь стиля и национальных вооружённых сил страны – он преподаётся в рядах Армии Малайзии. Ныне направление возглавляет Датун Адивиджая ибн Абдуллах, а виднейший современный мастер – бапак Сити Кальсум.

7). «Гаюнг фатани» - стиль, возникший в Паттани в 1840 г. благодаря шейху Абдулу Рахману. Позже это направление было расширено и доработано сыном шейха – бапаком Ток Йахом Рамли и его близким учеником – Паком Де Мат Али. Именно он в 1976 г. зарегистрировал «Ассоциацию Сэни Гаюнг Фатани», которая присутствует теперь в разных странах Запада. Философия (а слово «фатани» означает «мудрый») и старые технологии преподавания стиля были не так давно дополнены бапаком Туаном Хаджи Анваром.

8). «Силан ангин» - буквально «вихревой силат». Стиль, основанный бапаком Йапом Матом в Кедахе в 1977 г. Синтезирует в себе «томой», «винчунь», «сэни гайонг», энергетические практики «и-цюань».

9). «Силат чекак» - ещё один стиль, созданный в Кедахе. Отличается от других стилей «силат мелайю» крайней агрессивностью, отсутствием танцевальных элементом и музыкального сопровождения. Нацелен на реальный уличный бой и полное уничтожение противника.

10). «Силат эмбо» - стиль, появившийся в Пенанге. Сочетает практики «томой», классические силат и бирманский «бандо». Иногда его путают с муай-таем.

11). «Силат калимах панглима тангкас» - закрытый консервативный стиль, которому обучали исключительно членов семьи султана. Широкой публике был открыт только в 1963 г. бапаком Паком Йахья Саидом.

12). «Силат кунтао тэкпи» - стиль, основанный генерал-губернатором Кедаха в начале XIX века. Имеет экзотерические уровни (начальные) и эзотерические (высшие), связанные с духовным и умственным преображением воина.

13). «Силат линках» - первоначально стиль был известен под именем «силат тапа», т.е. «силат разрывания в клочья». Оригинальный «тапа» был жестоким и беспощадным, рассчитанным на моментальное смертельное поражение врага.

14). «Силат медан» - буквально «силат поля битвы». Средневековый стиль, оформившийся ещё в XIV веке в царстве Маджапахит. Отличается от большинства школ и направлений силата тем, что практически не культивирует подготовительные практики и ставит акцент на реальные сражения.

15). «Силат патани» - стиль, возникший ещё в средневековье в Паттани, на мятежном мусульманском юге Тайланда. Иногда его также называют «силат туа», или «старым силатом». Практикуется в настоящее время в Тайланде и на севере Малайзии.

16). «Силат телепак нусантара» - стиль, согласно легендам, основанный мусульманским учёным по имени Туан Шейх Али, который был подвижником Ислама на Суматре. Это стиль, требующий многолетнего обучения, поэтому какое-то время каждый уровень «телепак нусантары» преподавался как отдельная школа. Пока, наконец, они не были вновь консолидированы в единое целое.

17). «Силат тералак асли» - один из самых популярных стилей в штате Келантан, корнями из Западной Суматры. Был основан в 1895 г. в Каманге бапаком Улудом Багиндо Хатибом. Упрочением позиций стиля в Малайзии занялся маха-гуру бапак Туанку Шейх Хабибуллах. Он сберёг чисто прикладную, оборонительную функцию «тералак аксли», не позволив ему превратиться в эстетизированное показательное действо.
Из неортодоксальных, т.е. не относящихся к традициям «пенчак силат» и «силат мелайю» стилей и школ можно выделить следующие: «букти негара», «бунга кантик», «мафилиндо силат», «американский силат рантэ», «пёкёлан тиминди тулен», «пукулан чиманде пусака», «силат кутуз», «силат шараф», «анджинг гембала силат». Все эти стили связаны с европейскими и американскими гуру и ввиду этого закономерно тяготеют к некоторому методологическому синкретизму. Среди них следует более подробно остановиться на одном интересном исключении, а именно – на «силате шараф».
Эту новую боевую систему основал опытный тренер рукопашного боя устаз Хуссейн Удом, выходец из Судана и ныне гражданин США. Он синтезировал этику бедуинов, свои личные наработки, османские боевые стили «мусара» и «гюреш», собственно силат и мусульманские стили у-шу. Устазом ставилась одна ндинственная задача – обеспечить мусульман Запада действенным и, главное, актуальным искусством нападения и самообороны, которым и призван стать «силат шараф». По этой причине в нём сочетается всё, что можно: суфийские психотехники, тактика перекрёстной пистолетной стрельбы, разнообразные формы владения оружием, рукопашка.
В США устаз Хуссейн основал центр Combative Options Group, куда могут быть приняты все желающие совершеннолетние и несудимые мужчины. Занятия в центре, как и следовало ожидать, максимально приближены к условиям уличного боя. Основу обучающей программы составили принципы тренировки, известные как «силат тараб». Также важное значение уделяется облачению в специфическую одежду, которая включает саронг, футу и тюрбан.
«Силат шараф», в свою очередь, подразделяется на «внешний стиль» (захир) и «стиль внутренний», эзотерический (батын). Если стиль захир, или экзотерический «силат шараф» могут практиковать любые бойцы, в том числе не обязательно мусульмане, то стиль батын рассчитан только на посвящённых, как минимум мусульман. Причина тому – суфийская инициация человека в орден-братство «Фурусийя». Иными словами – принятие им исламского рыцарского кодекса (футувват), как своей жизненной философии и духовной опоры.
Обучающим наставником в системе «силат шараф» является «устаз», руководители же боевых групп именуются «амирами». Последние в зависимости от квалификации делятся на «золотых», «серебряных» и «бронзовых». Помимо США центры «силат шараф» созданы в Канаде, Германии, Испании, Австралии, Индонезии, Малайзии, на Тайване, в Судане, Японии. В России эта школа, как и собственно большинство направлений силата пока малоизвестна. Однако некоторые отечественные специалисты по ножевым техникам уже успели ознакомиться с англоязычным фильмом устаза Хуссейна Удома «Silat Mubai Kerambit» («Боевой нож силата»).

Статья взята здесь: https://loki-asura.livejournal.com/20699.html

 Ссылка на группу VK:
https://vk.com/silatfmaspb 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога